Когда появился Яндекс Дзен: история создания сервиса

Когда появился Яндекс Дзен? Официальная дата появления — июнь 2015 года, когда компания объявила о запуске бета-проекта с ограниченным функционалом. Платформа создана для блогеров, работает на ОС Андроид, Гармония и iOS, а также встроена в браузер Яндекс. Возможности Zen направлены на создание ленты со статьями и автоматическую подстройку под интересы пользователей. На начало 2022 года аудитория сервиса более 62 млн человек, а в сутки сервис посещает больше 21 млн пользователей.

История появления

Рассматривая вопрос, когда появился Дзен, многие сразу отмечают 2015 год. При этом история создания началась задолго до этой даты. Так, еще в 1997-м Яндекс запустил исследование в вопросах программной обработки языка, обучения машин и систем рекомендаций. В 2009-м удалось создать метод обучения «Матрикснет», который в дальнейшем лег в основу Дзен.

Впервые новые технологии Yandex появились в платформе «Музыка», которую предложили пользователям в 2014 году. Впоследствии этаже система получила отображение в «Маркете» и «Радио» от Яндекса.

С 2015-го был предложен beta-вариант Джен. Сначала в ленте показывались статьи на медиа сервисах, а самой платформой могли пользоваться только пять 5% пользователей приложения на смартфонах. В дальнейшем появились разделы фото, статей, блогов, форум и т. д. С учетом этого легко ответить на вопрос, сколько лет Яндекс Дзен. Если исходить из даты появления бета-версии возраст проект на начало 2022 года — почти семь лет.

В 2017-м разработчики официально заявили о запуске полноценной платформы с возможностью добавления статей, видео и фото всеми желающими. В этом же году Дзен был доступен на 50 языках и использовался во многих странах планеты (более 100).

Дальнейшее развитие

Разобравшись, сколько существует Яндекс Дзен, хотелось бы уделить внимание развитию платформы. Ключевым стал 2017 год, когда пользователи получили доступ к множеству нововведений. Одно из них — появление формата «нарратив», позволяющего просматривать материалы на смартфонах и планшетах. Суть формата состоит в размещении группы слайдов с текстом, видео и картинками. Осенью 2017-го этот вариант тестировали медиасервисы, а с 2018-го формат доступен авторам Дзен.

В тот же год (в 2017-м), когда официально появился Zen для авторов, была добавлена возможность монетизации. Авторы, размещающие статьи на сервисе, получили возможность дополнительного заработка. После регистрации блогерам начислялись средства при количестве дочиток от 7000 в неделю и больше. Спустя 24 месяца с момента, когда появился инструмент для заработка, Дзен отчитался о выплате более 1 млрд рублей.

В 2018-м появился еще один инструмент — Нирвана, предназначенный для поддержки контента и блогеров. Преимущество для участников — получение приоритетных заказов в Дзен. Дополнительно появляется личный менеджер, информирующий автора о ошибках при создании / размещении контента и дает рекомендации по созданию канала.

Чтобы стать частью программы Яндекс Дзен, необходимо получить 10 000 минут просмотров в последнюю неделю, добавить не меньше 3-х постов за последние 30 дней и соблюдать правила сервиса.

Последние годы развития

В апреле 2020-го появился новый свод правил в отношении монетизации. Так, для получения дохода было необходимо не меньше 10 000 минут просмотра в течение одой недели (раньше действовал показатель в 12 000). Дополнительно появился новый тип заработка — баннерная и анимационная реклама.

Спустя месяц — в мае 2020-го авторам Яндекс Дзен стала доступна опция размещения виджетов с продукцией на «Маркете». Раньше такая возможность действовала только для текстов, но теперь функционал расширился.

Осенью 2020-го Яндекс Дзен оформила договор с Joom, предлагающей такие же условия добавления виджетов. В течении полугода проводилось тестирование, и уже в апреле 2021-го авторы получили возможность добавления виджетов «Авто ру». Как результат, появился удобный способ заработка для блогеров, когда они могли получать средства за переход с виджетов.

В 2021-м Яндекс Дзен поменял вектор развития и переориентировался на блоги и видео. В этом же году в апреле был приостановлен обмен трафиком с медиасервисами, а сами просмотры резко снизились. Летом разработчики представили обновленную версию Zen со студией, имеющей более удобный интерфейс. В декабре вместо галереи появился новый формат — пост.

Теперь вы знаете, когда создан Яндекс Дзен, и как он развивался. Площадка постоянно развивается, имеет аудиторию более 21 млн человек ежедневно, позволяет неплохо заработать и раскрыть свой авторский талант. Начинающие блогеры здесь оттачивают мастерство, а опытные пользователи превратили сервис в основной источник дохода.

Главная особенность Яндекс Дзен — отсутствие серьезных конкурентов. Так в 2016-м появился проекта Майл ру под названием Likemore, предлагающий контент из ВК, а в 2019-м эта же компания запустила платформу «Пульс». Имеются похожие сервисы у Гугл (Дисковер), Эппл. Но все они не пользуются большим спросом.

Теперь вы знаете, когда появился Яндекс Дзен, как развивался проект, и в чем его особенности. В комментариях расскажите, что вы знаете о проекте, и какие еще интересные факты будут интересны пользователям.

Ещё по теме
Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *